Преамбула
Шина состоит из двух деревянных костылей — наружного и внутреннего, планки для крепления стопы (подстопника) и палочки-закрутки, прикрепленной к Шине шнурком. Каждый костыль состоит из двух половин, что позволяет изменять длину шины в зависимости от роста пациента. Шину накладывают непосредственно на месте происшествия. Переноска пациента без шины категорически запрещается. Шина сочетает фиксацию с одновременным созданием вытяжения конечности. Перед наложением шины делают анестезию. Показания: перелом в области бедра, повреждение в тазобедренном и коленном суставах.
Необходимый инструментарий
- шина Дитерихса
- 2 бинта
- ножницы
Шина Дитерихса
Последовательность действий
1. Успокоить пациента
2. Объяснить ход предстоящей манипуляции
З. Разрезать одежду по шву (если одежда туго облегает конечность)
4. Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома
5. Приложить внутреннюю и наружную детали шины Дитерихса к здоровой конечности пациента (уменьшить или увеличить длину шины, в зависимости роста пациента).
6. Зафиксировать восьмиобразной повязкой подошвенную часть шины к стопе травмированной конечности пациента (обувь не снимать). Уложить в подмышечную впадину со стороны травмированной конечности наружную часть шины и закрепить так, чтобы она выступала за подошвенную поверхность стопы на 8-10 см.
7. Вставить в металлическое ушко подошвенной части шины наружную деталь шины Дитерихса.
8. Уложить в паховую область со стороны травмированной конечности внутреннюю часть шины и провести через внутреннее металлическое ушко подошвенной части, застегнуть перемычку подошвенной части.
9. Вложить под костные выступы (лодыжек, коленного сустава, большого вертела и крыла подвздошной кости) прокладку из ваты для предупреждения сдавления и развития некроза.
Примечание. для предупреждения провисания голени и возможного смещения отломков
кзади рекомендуется дополнительно использовать шину Крамера, которую располагают по задней поверхности конечности.
10. Закрепить ремни из подмышечной впадины больной конечности на здоровое надплечье и на уровне бедра.
11. Продернуть через отверстие в перемычке шнур и прикрепить палочку-закрутку.
12. Закрутить ее, создавая вытяжение ноги до тех пор, пока поперечные перекпадины не упрутся в паховую и подмышечную область.
13. Зафиксировать палочку-закрутку за выступ наружной шины.
14. Зафиксировать шину на травмированной конечности спиральными ходами бинта от голеностопного сустава до тазобедренного сустава.
Смотрите также
- Как наложить шину? Общие правила наложения шин
- Шина Крамера при переломе предплечья. Техника наложения
- Шина Крамера при переломе плеча. Техника наложения
Такое устройство представляет собой два костыля. Один из них наружный, а другой внутренний. Также идет подстопник, палочки-закрутки и шнурок. Костыли состоят из 2-х частей, это помогает регулировать длину под разный рост пациентов. Это приспособление необходимо, чтобы полностью обездвижить место повреждения. Такое устройство является предшественником шины Крамера. О том, как происходит наложение шины Крамера можно узнать здесь.
Применяют приспособление при переломе бедра, ведь лишние движение приводит к осложнениям. Иногда применяют при травмах коленного и тазобедренного суставов. При остальных травмах данный аксессуар не применяют.
Техника наложения шины Дитерихса – важнейшие знания для любого травматолога. Устанавливают аксессуар врачи, они прибывают, чтобы безопасно транспортировать пациента в больницу. Для установки понадобится бинт, ножницы, вата для повязок. Причем нужно несколько пачек бинта.
Видео: техника наложения шины Дитерихса при переломе бедра
Аксессуар используют при переломе бедра, он по большей части встречается у пожилых людей. Можно изучить, как правильно оказывается первая помощь при переломе бедра.
Новый этап в устройствах для иммобилизации конечностей начался в 1932 году. Именно тогда отечественный ученый и хирург Михаил Михайлович Дитерихс опубликовал в журнале «Военно-санитарное дело» свое новое изобретение – конструкцию для временной фиксации нижней конечности. Позднее она получила название по фамилии изобретателя – шина Дитерихса. Цель изобретения заключалась в создании шины, которая была бы пригодна к использованию в полевых условиях у раненых в ногу и при поражениях с переломом бедра. Основной предпосылкой для создания была неудовлетворенность врача существующими на тот момент устройствами.
Что такое шина Дитерихса
При разработке конструкции ученый взял за основу другую шину, часто использующуюся в то время, и модифицировал ее. Дитерихс предлагал использовать именно эту новую конструкцию в случае невозможности наложения гипсовой повязки.
Шина Дитерихса относится к группе транспортных, то есть она должна накладываться на месте получения травмы и способствовать бережной перевозке пострадавшего в госпиталь. Кроме фиксации поврежденной конечности она выполняет функцию вытяжения.
Она собирается из двух деревянных планок разной длины, подошвы из фанеры, металлических скобок, лямок и ремней. Обе пластины раздвижные, подходят для больных разного роста. Показания к наложению: временная иммобилизация (обездвиживание) конечности при переломах бедра, костей, составляющих коленный и тазобедренный суставы.
Конструкция довольно часто накладывалась во время Великой Отечественной войны. Она позволила спасти от тяжелых последствий и осложнений после переломов десятки тысяч пострадавших. Согласно статистическим данным, в годы войны оригинальная шина Дитерихса плюс ее усовершенствованные аналоги накладывались 70% раненых с переломами бедра и с пулевыми ранениями. По анализам историй болезни известно, что такое опасное инфекционное осложнение, как остеомиелит, гораздо реже поражало солдат, которым была наложена именно эта шина.
Строение шины
Основные детали конструкции:
- две длинные деревянные раздвижные планки с утолщениями на конце, которые служат упором в промежность (внутренняя планка) и в подмышечную впадину(наружная);
- подошва из фанеры;
- металлические скобки для закрепления нижней части планок на подошвенной детали;
- палочка-закрутка для дополнительного вытяжения конечности.
Главным преимуществом этой конструкции в сравнении с более старыми стало то, что шина дает возможность обездвижить тазобедренный сустав. Это особенно важно при сложных повреждениях верхней части бедра.
У конструкции один недостаток: нет фиксирующей пластины на задней поверхности бедра. Из-за этого бывает сдвиг и провисание костных отломков кзади.
Наложение шины Дитерихса
Шина накладывается на поврежденную ногу согласно общим правилам наложения всех шин для транспортной иммобилизации.
Выполнить обездвиживание конечности надо как можно раньше с момента получения травмы. Обязательно зафиксировать не только поврежденный участок, но и на один сустав выше и ниже. А при повреждениях тазобедренного и коленного сустава захватываются по два смежных сустава. Это необходимо для максимального исключения любого возможного движения. Все шины накладывают поверх одежды или обуви, чтобы манипуляцией раздевания не повредить дополнительно место ранения.
Также одежда будет служить мягкой подкладкой. Шину нужно смоделировать на здоровой конечности, после наложения на больную ногу регулировать конструкцию запрещено. Не приматывайте ее очень туго, чтобы не нарушить кровоток в конечности. Если травма произошла зимой, то поверх наложенной шины надо укрыть и утеплить конечность.
Этапы наложения
При наложении шины Дитерихса понадобится: сама конструкция, бинт, ремни, вата, желательно смягчающие подкладки, ножницы, обезболивающие средства (анальгин 50% 2 мл, димедрол 1% 2 мл), шприц, спирт, перчатки.
Техника наложения шины Дитерихса:
- Больного укладывают на ровную поверхность, успокаивают его.
- Во время подготовительных процедур разъясняют пострадавшему, что будет происходить дальше.
- Руки обрабатывают спиртом, надеваются перчатки.
- Внутримышечно вводят смесь анальгина с димедролом в качестве обезболивающего средства.
- Внимательно и осторожно осматривается рана.
- Пораженная нога аккуратно выводится в положение, близкое к физиологическому.
- Подошва-подстопник прикладывается к ноге и фиксируется с помощью бинта. Обувь снимать не надо. Подстопник должен располагаться так, чтобы выступать за край каблука обуви на 1,5-2 см для профилактики пролежня пяточной области.
- Подбирается нужная длина внутренней и наружной пластинок по здоровой ноге, чтобы лишний раз не травмировать поврежденную конечность.
- Внутренняя часть прикладывается ко внутренней стороне ноги от промежности так, чтобы она выступала снизу на 8-10 см.
- Внутреннюю пластину вставляют в металлическую скобу подошвенной части.
- Наружную часть шины располагают так, чтобы верхним концом она упиралась в подмышечную впадину, а нижним выступала на 8-10 см ниже подошвенной части стопы.
- Ее также проводят через скобу подошвы.
- Если возможно, прокладываются мягкие подкладки в местах костных выступов (колено, наружная и внутренняя лодыжки), чтобы не допустить избыточного давления в этих зонах.
- С помощью бинта или ремней шина фиксируется на бедре, коленном суставе, голени, животе и груди (всегда не менее 5 точек фиксации). При этом сначала бинт накладывается проксимальнее места повреждения (ближе к телу), а только потом дистальнее (дальше от раны).
- Используется специальная закрутка с целью создания вытяжения поврежденной конечности. Для этого закрутка вращается до необходимого положения. Затем палочка от нее крепится на боковой пластинке.
Конечно, за более, чем 80 лет, с момента создания и первого наложения шины Дитерихса разработаны более совершенные устройства, но для своего времени это был качественный прорыв в военно-полевой хирургии. Все новые шины созданы по принципам временной иммобилизации, которые сформулировал М.М.Дитерихс.
Переломы суставов
При переломе голени, стопы или бедра ногу нужно зафиксировать как можно быстрее – это предотвратит смещение костей и развитие дальнейших осложнений после травмы.
Умение наложения шины на доврачебном этапе укоротит время реабилитации. Однако следует не только знать о самой иммобилизации, нужно уметь правильно накладывать шину. В противном случае можно нанести дополнительный вред окружающим мягким тканям.
Наложение фиксатора при переломе нижней конечности происходит только после остановки кровотечения и первичной обработки раны. Детальнее об оказании первой помощи, консервативном и хирургическом лечении перелома голени, голеностопа и лодыжки, читайте здесь.
Что такое шина: общие принципы фиксации
Шина – это инструмент фиксации, предназначенный для предотвращения и лечения травматических повреждений опорно-двигательного аппарата.
Иммобилизатор при переломе может быть «профессиональным» (используется бригадой скорой помощи) и импровизированным (сооружается из подручных средств).
Главная задача наложения иммобилизатора при переломе конечности – сохранить и зафиксировать сломанные кости до поступления пострадавшего в больницу.
В медицине существует много шин, однако при переломах голени, стопы и бедра накладывают:
- шину Крамера;
- шину Дитерихса;
- импровизированную фиксацию.
Главные принципы наложения фиксатора и транспортной иммобилизации:
- Транспортируйте всегда с помощником: второй человек освободит вам руки и время на другие процедуры, например, остановку кровотечения.
- При переломе голени фиксируются минимум два сустава: голеностопный и коленный. В идеальном случае – три, включая бедренное сочленение.
- Поврежденная конечность должна быть прямой. Нога должна вытягиваться на всем протяжении. Если это невозможно – следует создать такое положение, при котором нижняя конечность повредится меньше всего.
- Иммобилизация должна проводится сразу после травмы.
- Иммобилизаторы можно накладывать поверх одежды.
- Если есть кровотечение – шиной нельзя закрывать кровоостанавливающий жгут.
- Фиксатор закрепляется мягкой тканью, которая не повредит коже.
- Если перелом открытый (рана, выпячивание частей кости), конечность фиксируют в том положении, в котором произошел перелом.
- Иммобилизатор не накладывается прямо на кожу: под части фиксатора подкладывается вата, полотенце или любая мягкая ткань.
ВАЖНО! При переломе средней трети голени необходимо наложить шину, зафиксировав мягкой тканью - бинтом, куском одежды, тканевым поясом.
Видео инструкция: как правильно наложить шину Крамера на голень
Правила фиксации конечности при переломе голени, стопы и бедра
Пошаговая методика наложения шины Крамера при переломе бедра, голени и стопы:
- Положите пациента на ровную поверхность.
- Разрежьте или разорвите одежду на нижней конечности. Старайтесь не повредить ногу лишний раз.
- Осмотрите область травмы. Убедитесь в наличии перелома или вывиха.
- Возьмите лестничную шину (длиной 120 см) и две дополнительные (длиной 80 см). Три шины оберните ватой или марлей.
- Приложите лестничную шину параллельно к стопе: пометьте размер от пятки до пальцев. Эту небольшую часть шины согните на 900 по отношению к основной части.
- На основную часть шины уложите ногу так, чтобы голень лежала на доске, а стопа упиралась в изогнутую на 900 часть.
- Вторая доска укладывается на наружную внешнюю сторону голени. Третья – укладывается на внутреннюю сторону голени.
- Попросите помощника придержать все три части.
- Возьмите эластичный бинт.Сделайте несколько полных оборотов бинтом вокруг голеностопного сустава. Достаточно 3-4 тура. Затем сделайте несколько туров вокруг стопы, плавно переходя на голеностоп и постепенно перемещаясь к коленному суставу. Закрепите бинт. Пострадавший готов к иммобилизации в стационар.
На бедро шина Крамера накладывается аналогично. Только увеличивается размер изделий.
Шина Дитерихса состоит из нескольких частей: внутреннего и внешнего костыля, подставки под стопу. Фиксатор имеет дополнительные элементы: закрутки и ремешки. Длину костылей можно регулировать.
Алгоритм наложения шины Дитерихса при переломе голени:
- Разрезать одежду и освободить конечность от одежды. Осмотрите и убедитесь, что есть перелом.
- Возьмите подставку для стопы и зафиксируйте ее с помощью ремешков.
- Длинный костыль приложите ко внешней стороне конечности так, чтобы верхняя часть планки упиралась в подмышечную впадину. Нижнюю часть костыля пропустите через проволочную рамку подставки для стопы. Подгоните размер длинного костыля под рост пациента. Сделайте так, чтобы нижний конец выступал за стопу на 7-10 см.
- Верхний конец длинной планки закрепите к груди с помощью ремешков или эластичного бинта.
- Малую планку установите на внутреннюю поверхность голени. Нижний ее конец пропустите через ту же проволочную рамку. На нижнем конце малого костыля есть двигающаяся часть – ее нужно прикрепить к подошвенной подставке.
- Верхний конец малой планки закрепите к параллельному костылю ремешками. Это должно быть на уровне верхней трети бедренной кости.
- После закрепления основных частей убедитесь, что все ремешки прикреплены к соответствующим частям.
- Для дополнительной иммобилизации при переломе голени можно зафиксировать коленный сустав эластичным бинтом .
- Пациент готов к транспортировке.
Алгоритм наложения импровизированной шины при переломе голени, бедра:
- Найдите один или несколько продолговатых и твердых предмета, подходящих по размеру нижним конечностям. Это может быть доска, арматура, палки и прочные ветки, длинная ножка стула, шланг от пылесоса.
- Приложите предметы так, чтобы конечность была вытянутой и сохраняла физиологическое положение.
- Найдите эластичный бинт и обвяжите конечность. Первые несколько туров сделайте на стопе, затем постепенно переходите в сторону коленного сустава. Там же снова сделайте 3-4 тура и закрепите бинт.
- Если нет бинта – используйте одежду.
- Если нет подходящих предметов – больную конечность можно прикрепить к здоровой ноге.
Видео инструкция наложения фиксатора Дитерихса
В видео иллюстрируется процесс накладывания шины Дитерихса.
Заключение
- Чем раньше вы наложите фиксатор, тем вероятней успех транспортировки. Быстрая иммобилизация убережет ногу от дополнительных травм и укоротит время восстановления.
- Шина используется как инструмент предотвращения и лечения травм конечностей. Главная ее задача – сохранить положение ноги и зафиксировать ее так, чтобы избежать осложнений.
- При оказании первой помощи при переломах используют наложение импровизированной шины, шины Крамера и Дитерихса.
- Всегда выполняйте наложение с помощником, фиксируйте несколько суставов, оставляйте ногу прямой и не накладывайте фиксатор прямо на кожу: между шиной и ногой должна быть мягкая ткань.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.