Вследствие ДТП пострадавшие нередко получают различные переломы. Переломом считается нарушение целостности кости. В области перелома пострадавший ощущает резкую боль, усиливающуюся при попытке изменить положение. Переломы бывают открытые и закрытые, тяжелые. 

Если повреждена кожа и в ране видны обломки кости, есть кровотечение, патологическая подвижность — это открытый перелом. Если наблюдается только изменение формы конечности без раны, гематома, отек в области повреждения, нарушение функций конечности, то это закрытый перелом.

Для закрытого перелома характерны видимая деформация и припухлость места повреждения, невозможность пошевелить поврежденной конечностью, появление боли при движении.

Необходимо :

— Иимобилизировать место перелома.
— Наложить шину.
— Дать пострадавшему обезболивающее (при наличии такового).
— На место перелома положить холод для снижения боли и отека.
— Вызвать бригаду экстренной «скорой помощи» по телефону 103 или доставить пострадавшего в ДТП другим транспортом в лечебное учреждение.

Нельзя :

— Двигать поврежденной конечностью.
— Снимать одежду с поломанной конечности.
— Прикладывать тепло к месту перелома.
— Транспортировать пострадавшего при ДТП, не наложив шину.

Открытый перелом сопровождается нарушением кожного покрова и появлением раны. Такие переломы опасны для жизни человека из-за возможности развития шока, потери крови и инфицирования раны.

Необходимо :

— Проверить наличие пульса и дыхания.
— В случае необходимости очистить дыхательные пути пострадавшего.
— Обеспечить неподвижность поломанной конечности.
— Разрезать одежду на месте раны таким образом, чтобы можно было наложить повязку.
— Остановить кровотечение, обработать раны и наложить стерильную повязку.
— Наложить шину.
— Вызвать бригаду экстренной «скорой помощи» по телефону 103 или доставить пострадавшего в ДТП другим транспортом в лечебное учреждение.

Нельзя :

— Не останавливать кровотечение.
— Накладывать шину на оголенную конечность непосредственно на рану.
— Двигать поврежденной конечностью.
— Притрагиваться к ране, вправлять или удалять обломки костей и чужеродные тела.

Один из признаков перелома таза — вынужденная поза пострадавшего, при которой он меньше всего ощущает боль, «лягушка», когда человек не может изменить положение ног. Его стопы вывернуты наружу, колени немного подняты и также вывернуты наружу. При этом вероятны повреждения бедренного сустава, бедренных костей, позвоночника. Различают также изолированные (одной кости), множественные (одной кости в двух местах, двух и более костей), объединенные (одной и нескольких костей с одновременным повреждением внутренних органов) переломы.

При переломах необходимо обеспечить иммобилизацию (неподвижность) поврежденного участка тела. Это снижает боль, предотвращает дальнейшее смещение костных обломков и повторное ранение ими кровеносных сосудов и мягких тканей. При иммобилизации используются стандартные шины или любые подручные средства (узкие доски, палки и т. п.). При их отсутствии обездвижить поврежденную верхнюю конечность можно, привязав ее к туловищу, а нижнюю — к здоровой ноге. Шины приматываются к поврежденной конечности при помощи бинтов.

Перелом руки.

Руку проще всего обездвижить, подвесив ее на перевязь из бинтов или треугольной косынки, которая завязывается на шее. При переломе костей предплечья применяются две шины, которые накладывают с обеих сторон — ладонной и тыльной.

Перелом пальца.

При переломе пальца его нужно плотно прибинтовать к соседнему здоровому пальцу.

Перелом ноги.

Привяжите травмированную ногу к здоровой в области выше и ниже перелома. Если же транспортировать пострадавшего в положении лежа не получится, наложите шину, накрывающую минимум два сустава ноги. Основная шина накладывается на заднюю поверхность ноги, чтобы предотвратить сгибание суставов.

Перелом ребра.

Главная задача при переломе — обездвижить сломанные кости, а так как ребра при дыхании двигаются, на грудную клетку необходимо наложить фиксирующую повязку. Тогда человек будет дышать при помощи мышц живота, и ему будет не так больно. Если нет достаточного количества бинтов, грудную клетку плотно обматывают простыней, полотенцем, шарфом или другим большим куском ткани. Не позволяйте человеку ложиться, т. к. острые отломки ребер могут повредить внутренние органы. Транспортировать при переломе ребер тоже нужно в положении сидя.

Перелом таза.

Переломы костей таза часто сопровождаются повреждением внутренних органов, кровотечениями и шоком. Пострадавшему необходимо придать такое положение, при котором возникает минимум болевых ощущений. Лучше всего положить на спину, подложив под ноги валик, и слегка развести бедра в стороны. Валик можно сделать из одежды. Транспортировка пострадавшего производится на твердом щите после проведения различных противошоковых мероприятий (снятия боли, остановки кровотечения).

Обратите внимание — в состав автомобильной аптечки шины не входят, поэтому медики советуют водителям самостоятельно доукомплектовать ее данными средствами. Шины выпускаются в трех размерах: для иммобилизации кисти и предплечья, для стопы и голени, для коленного сустава и бедра.

При наложении шины необходимо соблюдать следующие правила.

— Шина всегда накладывается не менее чем на два сустава (выше и ниже места перелома). Если повреждена плечевая или бедренная кость, фиксируют все три сустава конечности.
— Шина не накладывается на обнаженную часть тела (под нее обязательно подкладывают вату, марлю, одежду и т. д.).
— Накладываемая шина не должна болтаться, прикреплять ее следует прочно и надежно.

По материалам ВОА «Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения».
Юлий Максимчук.

Ежегодно в результате аварий телесные повреждения получает несколько сотен тысяч человек. Они бывают разного характера и степеней тяжести. Ухудшает состояние раненых то, что до приезда специалистов часто некому оказать им медицинскую помощь. Ведь большинство автомобилистов не могут определить вид травмы, не знают, что предпринять в таких случаях.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72. Это быстро и бесплатно!

Механизм получения травм при ДТП

Повреждения у водителя и пассажиров автомобиля могут образовываться различными путями. Это зависит от местонахождения человека в машине, вида аварии, скорости ТС, его марки, использования или отсутствия ремней. Что именно приводит к травмам:

  • Удар. Это происходит при лобовом, боковом или касательном столкновении, опрокидывании и наезде. Удары – самая распространенная причина травмирования. Они способны вызвать повреждения различного характера, затронуть любые части тела. Контакт при этом может произойти не только с деталями автомобиля, но и дорогой, другими предметами, находящимися в салоне людьми.
  • Сдавление. Может возникнуть при деформации отдельных составляющих машины и стискивании ими частей тела пострадавшего. Или в случае выпадения человека из салона и опрокидывании на него ТС либо его деталей. Этот механизм работает также при использовании ремня безопасности. Но здесь виной не его неисправность, а сила, с которой тело бросает вперед.
  • Проникновение инородных предметов в ткани пострадавшего. Часто это бывает следствием удара и повреждения деталей автомобиля. Проникающие ранения возникают от разбитого стекла, пластиковых и металлических составляющих, обломков.
переломы верхних и нижних конечностей при дтп

Виды травм у пострадавших при ДТП

В одной аварии человек может испытать на себе и удары, и сдавление, и вторжение в ткани инородных предметов. Все причины образования телесных повреждений связаны между собой, часто одно является следствием другого. Например, инородный предмет может войти в тело от удара или сильного сдавления.

В большинстве серьезных аварий люди травмируются при контакте с дверью, рулем, лобовым стеклом, приборной панелью, иными частями салона, также из-за деформации всего корпуса автомобиля. Например, ступни и голени повреждаются при соприкосновении с педалями и полом.

Бедра, колени и тазовые кости травмируются при ударе о кузов, приборную панель. Грудная клетка и органы брюшной полости страдают от контакта с рулем, водительским или пассажирским креслом, если человек находился на заднем сиденье. Голову, шею травмирует удар о «лобовуху», приборную панель, боковые стекла.

Рекомендуем прочитать о

судмедэкспертизе после ДТП

. Вы узнаете о том, зачем нужна судмедэкспертиза после ДТП, видах СМЭ, порядке и сроках ее проведения.

А здесь подробнее о моральном вреде при ДТП.

Виды повреждений у водителя и пассажира

Авария может стать причиной травмирования любой части тела или нескольких сразу. Отличить вид повреждения можно визуально, но охарактеризовать его точнее сможет только специалист после обследования. Тем не менее и очевидец происшествия способен распознать вид травмы, чтобы помочь пострадавшему.

Черепно-мозговая

В ДТП очень часто страдает голова. Ведь при резкой остановке автомобиля человек резко наклоняется вперед, и может травмироваться о стекло, руль, Голова ничем не закреплена, поэтому ударяется о твердую поверхность, в результате чего возникает черепно-мозговая травма. Нанести ее может и поздно сработавшая подушка безопасности.

Пассажиры, сидящие на задних сиденьях, получают сотрясение или ушиб мозга ударом о передние кресла. Если столкновение боковое, голова бьется о стойку авто или дверь. Распознать черепно-мозговую травму можно по ране на лбу или темени, затылке, разбитому лицу. Если она тяжелая, возможно истечение жидкости из ушей, носа, видимый перелом костей черепа. Свидетельствует об ударе головой треснувшее стекло машины.

Наиболее тяжелые черепно-мозговые травмы бывают у тех, кто не пристегнулся ремнем. Еще один фактор получения такого повреждения – высокая скорость авто, его падение с большой высоты.

Позвоночник и ребра

Резкая остановка автомобиля способна привести к вывиху либо перелому позвоночника. Особенно часто страдает шейный отдел. Голова резко наклоняется вниз, потом ее сразу отбрасывает назад, что и становится причиной травмы. Больше рискуют те, кто сидит с согнутой спиной и плохо отрегулированным подголовником.

Позвоночник страдает и в случае, когда человек не пристегнут. Резкие рывки тела приводят к деформации связок, ударам. Травму может нанести сидящий сзади пассажир. Его бросает вперед с огромной силой. И удар приходится как раз на спину расположившегося впереди.

переломы верхних и нижних конечностей при дтп

О травмах шеи и позвоночника свидетельствует усиление боли при попытке изменить положение тела, повернуть голову, подвигать руками. Иногда заметна деформация. Локализация ощущений зависит от того, какой отдел позвоночника травмирован.

Переломы и ушибы ребер вызываются контактом с рулем. Деталь может вдавить их внутрь, в результате чего возникает деформация костей. Опасен для ребер и ремень. Он удерживает тело на месте, а оно рвется вперед. Следствием становится резкое сжатие и повреждение тканей.

О хлыстовой травме шеи при ДТП смотрите в этом видео:

Органы

Труднее всего распознать повреждение внутренних органов, так как на теле может не быть никаких следов. Тем не менее если у человека отсутствуют внешние признаки травм, это не значит, что все в порядке. Повреждение внутренних органов- опасное состояние, при котором возможно кровотечение.

Понять, что они травмированы, можно по жалобам пострадавшего на боли в животе, которые со временем усиливаются и захватывают все большую площадь. Человек бледнеет, ощущает слабость, его тошнит и рвет. На коже в области повреждения могут быть гематомы.

Возникают травмы внутренних органов из-за удара о руль животом, грудью или при выбрасывании человека из машины. Причиной повреждений бывает также неправильно зафиксированный ремень безопасности.

переломы верхних и нижних конечностей при дтп

Конечности

Опасности при аварии подвергаются также руки и ноги. Нижние конечности страдают чаще, поскольку могут быть травмированы педалями и приборной доской автомобиля. Ноги бывают переломанными, иногда их невозможно освободить из обшивки салона. Последнее опасно тем, что сдавливаются мягкие ткани, сосуды, могут возникнуть некротические изменения. И конечность придется ампутировать.

При сильном ударе, неудачной конструкции автомобиля (когда при столкновении двигатель выносит в салон) ноги может просто оторвать.

Травмы верхних конечностей при авариях случаются реже. Чаще это переломы пальцев, кисти, вызванные взаимодействием с рулем. Возможны также травмы локтевых костей, предплечий при боковом ударе или опрокидывании автомобиля, выбрасывании человека из салона.

Сочетанные

При множестве повреждений различного характера говорят, что пострадавший получил сочетанные травмы. Так бывает, если автомобиль перевернулся, либо находящегося в нем человека выбросило из салона от удара. Более вероятно получение сочетанных травм, когда водитель или пассажир не пристегнуты. В этих случаях поврежденными могут оказаться разные части тела. И степень тяжести травм тоже отличается.

Распознать сочетанные повреждения можно по совокупности признаков. Пострадавший обычно испытывает сильную боль, бывает не в состоянии назвать ее источник, или говорит, что их несколько. У человека нарушается дыхание. От нестерпимых ощущений и интоксикации он может впасть в шок. У некоторых наблюдается сильная кровопотеря.

О том, что собой представляет сочетанная травма, проведении лечебно-диагностических мероприятий на начальных этапах, смотрите в этом видео:

Тяжесть полученных повреждений

Возможность спасти пострадавшего в ДТП зависит также от того, насколько сильны полученные травмы. Степенью их тяжести определяется и размер компенсационных выплат за ущерб здоровью. А она, в свою очередь, устанавливается в зависимости от последствий повреждений.

Легкая

Легкими считаются повреждения, которые проходят за период до 21 дня и не вызывают потери трудоспособности больше, чем на 5%. Обычно при них можно заранее определить, что пострадавший восстановится, и негативных последствий для его здоровья не возникнет. К легким, относят, например, несложные вывихи, переломы 1 — 2 ребер, разрывы связок, синдром сдавления (если оно не вызвало сильных нарушений функций организма).

Средняя

Вред здоровью средней тяжести квалифицируется по двум признакам:

  • у человека зафиксировано нарушение работы органов или систем продолжительностью до 21 дня;
  • его трудоспособность утрачена не более чем на 30%.

Подобное бывает при повреждениях, не угрожающих жизни. А степень восстановления можно спрогнозировать, она будет от 70% и выше. Это, например, переломы трех ребер, травмы мягких тканей, утрата пальца на руке или ноге, снижение слуха на одно ухо. Но вообще степень тяжести должна оценивать экспертная комиссия.

Тяжелая

Тяжкий урон здоровью наносят травмы, представляющие угрозу для жизни, или вызывающие серьезные последствия. Их список более обширен, чем при средней степени. Он есть в Приказе Минздрава РФ № 194н от 24.04.2008 г. Это, например:

  • раны головы, в том числе при сохранении в неприкосновенности мозга;
  • травмы черепа и переломы;
  • повреждения шеи, затрагивающие гортань, глотку, пищевод, трахею, щитовидку;
  • перелом позвоночника;
  • ушиб спинного мозга;
  • раны грудной клетки с повреждением внутренних органов или без него;
  • проникающие травмы живота;
  • раны таза;
  • повреждения внутренних половых органов;
  • кома, сепсис;
  • потеря какого-либо органа или утрата его функций.
переломы верхних и нижних конечностей при дтп

Список серьезнейших травм гораздо обширнее. Но устанавливать, что это именно тяжкая степень, тоже должна судмедэкспертиза.

Какие повреждения наиболее вероятны при разных видах ДТП

Первую помощь следует оказывать, только зная характер травмы. По типу аварии и внешним признакам пострадавшего можно определить и вид повреждения:

  • Если было лобовое столкновение, чаще страдают голова, шейный отдел позвоночника, гортань. Можно также ожидать повреждения органов дыхания и ребер, травм селезенки, печени, диафрагмы. Если разбита приборная панель, вероятны также ушибы и переломы бедер, костей таза, коленей.
  • При боковом столкновении скорее возникнут травмы головы в соответствующей стороне, шейного отдела позвоночника. Вероятны переломы плечевой кости и ключицы. В целом травмы схожи с тем, что бывает при лобовом столкновении, но приходятся они на одну из сторон тела.
  • При наезде сзади скорее травмируются позвоночник и голова. Возможны также переломы рук и ног, ребер. Нельзя исключать повреждения органов брюшной полости и малого таза.

Рекомендуем прочитать о

первой помощи при ДТП

. Вы узнаете о правилах эвакуации пострадавшего из машины, оказании первой медицинской помощи при разных состояниях.

А здесь подробнее о ДТП с пострадавшими.

Квалификация травм, полученных в ДТП, имеет значение не только для оказания медицинской помощи. От этого зависит и размер компенсации ущерба здоровью.

Возмещение, кстати, можно получить не только от страховщика, но и виновника происшествия, если подать гражданский иск.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону: +7 (499) 653-60-72 (Москва)

+7 (812) 426-14-07 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Статистика дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, с каждым годом продолжает расти. Следовательно, и количество пострадавших в этих авариях также увеличивается.

Причинами аварий могут стать тысячи случайных и внезапных факторов. Точно также и последствиями для пассажиров, попавших в ДТП, могут стать различные травмы опорно-двигательного аппарата.

Большая часть населения, конечно же не соотносит себя с риском попадания в число пострадавших от автокатастроф. Но к сожалению, участником несчастного случая очень просто стать, не только сидя за рулём собственного авто, но и передвигаясь на общественном транспорте или переходя улицу.

Насколько опасен дорожно-транспортный травматизм

Во всем мире признанным фактом остаётся высокая степень травматизма и смертности в результате автокатастроф.

Травмами считают такие повреждения тканей при которых нарушается их целостность и функционирование. При ДТП травмы могут быть очень разнообразными от легких ушибов и царапин до серьёзных переломов и разрывов внутренних органов.

В таблице приведены данные о том, какие части тела больше всего страдают при авариях.

Части тела Данные в %
Голова и шея 66
Ноги 10
Руки 8

Таким образом большая часть травм приходится на опорно-двигательную систему. Рассмотрим их более полно объединив в большие группы.

Травмирование нижних конечностей

К возможным повреждениям нижних конечностей относят:

  • Вывихи бедренной кости
  • Переломы бедренной кости

Характерными чертами вывихов являются согнутое или выпрямленное положение бедра с неестественным отведением в сторону. Любые попытки движений приводят к мучительным болям.

Первой помощью должно быть обезболивание. Затем перенесение и транспортировка в больницу пострадавшего на носилках на спине. Ногу необходимо оставить в вывихнутом, отведенном положении (для этого её обкладывают одеждой или подушками).

Переломы бедренной кости могут быть в верхней или нижней части. Эти травмы также очень тяжелые и требуют немедленной госпитализации и обезболивания.

По статистике 1/3 часть среди переломов ног занимают переломы голеней.

При переломах бедра травмированную ногу обязательно необходимо уложить в правильное положение и наложить шину.

Какие могут быть повреждения рук при авариях

Верхние конечности также достаточно часто подвергаются травмированию.

Наиболее часто встречаются ушибы и переломы кистей, а после них идут всевозможные переломы рук.

Ушибы и переломы кистей Повреждения костей рук
Признаки: отек, онемение, тупая боль, кровоизлияния.
Помощь: устранение боли, дезинфекция, наложение повязки или шины.
Признаки: рваные раны, смещения и деформация, сильные боли.
Помощь: остановка кровотечения, наложение повязок, обезболивание, фиксирование с помощью шины.

Травмы, связанные с позвоночником

Травмы позвоночника являются самыми тяжелыми в плане осложнений и

лечения

.

Осложнением от переломов позвоночника может быть онемение рук и ног вплоть до паралича.

Самым незащищенным остается шейный отдел позвоночника. В результате резких ударов или резкого торможения образуются вывихи и переломы шейных позвонков. Уточнить диагноз можно только с помощью рентгенографии.

Очень важно осторожно переложить потерпевшего на носилки, так чтобы голова и шея находились на одном уровне. При травмах грудного и поясничного отделов также необходимо следить, чтобы не было прогибов в спине при транспортировке в больницу.

Переломы костей таза

При оказании сильного давления с разных сторон (при перевороте машины) на кости таза они могут ломаться.

Самым опасным считается повреждение сочленения позвоночника с тазом, оно может вызвать сильное внутреннее кровотечение.

Признаками переломов таза являются его деформации и наружные кровоизлияния.

Повреждения таза могут сопровождаться разрывами почек, сосудов, мочевого пузыря.

Пострадавшему обязательно нужны жесткие не прогибающиеся носилки и правильное положение во время госпитализации (лежа на спине, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах).

Открытые переломы костей или суставов

Открытые переломы – одни из тяжелейших травм, которые могут быть при ДТП. При них развивается сильный травматический шок, который необходимо обязательно преодолевать обезболивающими.

На открытые раны накладываются стерильные повязки, жгуты для остановки кровотечений, после чего накладываются шины.

При перекладывании на носилки кровотечение всегда усиливается. Пациента доставляют прямо в реанимацию.

При отрывах конечностей принцип первой помощи такой же. Оторванную конечность доставляют в реанимацию вместе с пострадавшим.

Повреждения грудной клетки

К повреждениям грудной клетки относят ушибы и переломы ребер.

Симптомами являются:

  • внешние деформации,
  • удушье,
  • боли при вдыхании и выдыхании,
  • кровохаркание,
  • резкие боли в груди.

Тяжелыми осложнениями ушибов грудной клетки являются:

  1. Пневмоторакс закрытый. Повреждение обломками ребер легких. В плевральную область попадает воздух, он давит на легкие и отодвигает близлежащие органы.
  2. Гемоторакс. В плевральную область попадает кровь из травмированных сосудов. Пациент не может дышать. Работа сердца затрудняется.
  3. Пневмоторакс открытый. Образуется при открытых переломах грудной клетки. Воздух имеет прямой доступ к легким и давит на них. Необходимо немедленно ограничить сообщение с внешней средой. Рану необходимо закрыть стерильной повязкой. Состояние больного очень тяжелое.

Как обезопасить себя во время езды

Как показывает научная практика, аварии происходят за считанные секунды. Поэтому сгруппироваться чтобы обезопасить себя, практически невозможно за столь короткий промежуток времени.

Уменьшению степени травматизма может способствовать обычные пристегнутые ремни. Они сокращают риск травматизма в 2 раза.

При этом пристегивание ремней еще и влияет на степень тяжести полученных травм. Фиксирование корпуса смягчает силу возможного удара о лобовое стекло, переднюю панель, руль и боковые дверцы.

Цените свою жизнь во всех проявлениях и берегите её. Помните, что перенесенные травмы могут ухудшить дальнейшее качество жизни.