Принципы наложения шины при переломе бедра изучаются еще в школе на уроках биологии, но какие суставы она должна фиксировать, мало кто помнит. Опыт показывает, что у неподготовленного человека в большинстве случаев возникает множество вопросов. Однако прежде всего необходимо установить, действительно ли произошел перелом бедра.

Первая помощь – залог выздоровления

какие суставы должна фиксировать шина при переломе

Перелом бедра характеризуется следующими симптомами:

  1. Боль в зоне тазобедренного сустава, отдающаяся в паху.
  2. Меняется форма и иногда длина ноги (может укорачиваться).
  3. Отеки, иногда кровоподтеки в месте травмы.
  4. Частично или полностью обездвижена нога.
  5. Иногда чрезмерная подвижность в месте перелома.

Первая помощь человеку с переломом бедренной кости состоит из таких действий:

  • остановки кровотечения;
  • обезболивания (если необходимо);
  • наложения повязки (если есть рана);
  • транспортной иммобилизации.

Иммобилизация – это комплекс мероприятий, направленных на создание специальных условий для фиксации поврежденного участка. При переломах бедра иммобилизация является необходимым условием, поскольку все движения пострадавшего (возможно, неосознанные) способны усугубить ситуацию.

Под транспортной иммобилизацией подразумевают обездвиживание до момента доставки человека в медицинский пункт. Это продиктованной особенностями биологии человека.

Транспортная иммобилизация позволяет избежать многих осложнений, а именно:

  • повреждения тканей частицами разрушенной кости;
  • сильного кровотечения:
  • травматического шока.

Транспортную иммобилизацию совершают специально изготовленными промышленными приспособлениями:

  • из дерева;
  • из проволоки;
  • из пластмассы;
  • с вакуумным принципом работы.

При отсутствии специальных приспособлений используются любые подходящие предметы (рейки, лыжи и тому подобные). Транспартировать лучше подложив под ногу мягкий валик. Пациенты с таким травмами должны подлежать госпитализации.

Принципы шинирования

какие суставы должна фиксировать шина при переломе

Какие основные суставы должна фиксировать шина при переломе бедра? При переломе бедра необходимо фиксировать все суставы ноги и соседних с бедром сегментов. То есть шина накладывается на таких участках:

  • бедро;
  • голень;
  • стопа;
  • подмышечная область.

Это необходимо для того, чтобы поврежденный сустав был полностью обездвижен.

Также важно соблюдать следующие правила:

  1. При необходимости провести обезболивание, чтобы избежать болевого шока.
  2. Если перелом открытый, рана обеззараживается йодным раствором, накладывается повязка.
  3. Шинирование проводится, не снимая одежды. Если нужно, она разрезается в нескольких местах.
  4. На участках соприкосновения шины и суставов подкладывают вату или любой мягкий материал.

Иммобилизацию легче совершать не в одиночку: один человек аккуратно приподнимает ногу, а второй приматывает бинты и ремни.

Важно! Категорически запрещено самостоятельно совершать попытки выпрямления или сгибания ноги, поскольку это чревато серьезными повреждениями тканей и нервов.

По причине удобства использования и надежной фиксации чаще всего используют шины Крамера или Дитерихса.

Как накладывать шину Крамера?

какие суставы должна фиксировать шина при переломе

Конструкция шины Крамера представляет собой решетку из проволоки, напоминающую лестницу. Решетка гибкая, и исходя из особенностей перелома, ей можно придать разную форму. Важно знать, как правильно подготавливать ее. Подготовка проводится следующим образом:

  1. Два или три лестничных сегмента основательно скрепляются, образуя наружную часть, которая должна быть длиной от подмышек конца пятки. Под пяткой она загибается и проходит поперек ступни буквой «Г».
  2. Длина задней части приспособления равняется расстоянию между ягодицей и пяткой. Она накладывается на стопу под прямым углом, проходит через всю стопу немного выступает за пальцы.
  3. Третья шина будет идти по внутренней стороне конечности от паховой области до края стопы. Она также загибается под стопой в виде буквы «Г».

После того, как смоделированы все три конструкции, производится наложение шины Крамера при переломе бедра. Она должна накладываться следующим образом:

  1. Все три составляющие накладываются на соответствующие зоны.
  2. Под костные выступы нужно подложить любой мягкий материал.
  3. Загнутые концы наружного и внутреннего сегментов, проходящие под стопой, скрепляются.
  4. Длинная шина привязывается к корпусу в нескольких местах.
  5. Каждая из трех шин поочередно фиксируются к бедру (верхнему отделу) и голени, затем фиксируются на голеностопе.
  6. Шины крепко прибинтовываются повязками.
  7. Стопу с частями шин под ней также обмотать “восьмеркой” фиксирующими бинтами.

Если перелом открытый, то в месте, где выступает кость, бинты не приматываются.

Важно! «Подгонять» под шину, то есть придавать деталям нужный размер и форму, следует на себе, иначе можно ухудшить состояние поврежденной ноги.

Если нет ни шин Крамера, ни каких-либо подручных материалов, можно попробовать просто примотать поврежденную ногу к здоровой. Однако следует понимать, то способ этот не очень надежный, поэтому лучше использовать его в крайнем случае.

Как накладывать шину Дитерихса?

какие суставы должна фиксировать шина при переломе

Шина Дитерихса при переломе бедра позволяет иммобилизовать ногу с использованием метода вытяжения. Она представляет собой две планки из дерева, длинную и короткую, по всей длине которых на равных расстояниях просверлены отверстия. Каждая планка может раздвигаться. Таким способом ее длину можно регулировать в зависимости от роста человека. Сверху каждая планка оснащена перекладиной, которой они упираются в пах и зону подмышек (по подобию костылей). Вытяжение делают, используя готовую деревянную подошву, которую прибинтовывают к ступне.

Сначала нужно подготовить длину приспособления:

  1. Внешняя планка раздвигается так, чтобы длина была равна расстоянию от пятки до подмышечной впадины.
  2. Длина внутренней планки – от паха до стопы.
  3. Наружный костыль своим верхним концом должен упираться в подмышку, а нижний костыль – в пах.
  4. Нужно, чтобы обе планки выходили за уровень стопы на 8-12.
  5. Получившуюся длину фиксируют закреплением шпеньков (выступы на планках) в соответствующих отверстиях.

У шпеньков, фиксирующих длину планок, лучше перемотать бинтом двигающиеся части каждого костыля. Так они будут плотно зафиксированы и не сместятся при транспортировке.

Для справки! Шинирование можно облегчить, если предварительно под ногой и торсом (от нижней трети голени до лопатки) подложить конструкцию из двух скрепленных шин Крамера.

Это обездвижит конечность и ускорит последующее шинирование.

Далее начинают непосредственно наложение шин:

  1. Мягкую ватно-марлевую прокладку (или просто вату) прибинтовывают к внутренней поверхности обеих планок и к овальным перекладинам костылей.
  2. Не снимая с пострадавшего обуви, сначала с помощью бинтов к стопе фиксируют «подошву» со шнуром, особенное внимание уделяя фиксации пяточной зоны. При недостаточной фиксации повязка может сползти, и должного вытягивания не произойдет.
  3. Длинная планка размещается по внешней стороне корпуса и ноги, короткая – внутри бедра и голени. Обе планки плотно прижимаются к ноге.

Каждая планка проводится снизу через скобы подошвенной перекладины.

какие суставы должна фиксировать шина при переломе

После этого происходит закрепление шин:

  1. Посредством прилагаемых ремней наружная шина прикрепляется к корпусу на грудном и поясничном участках.
  2. После этого наружная шина прибинтовывается на бедре.
  3. Внутренняя шина фиксируется к бедру и голени.
  4. С помощью поперечной планки с отверстием соединить нижние части шин, которые находятся под пяткой.

После того, как шины закреплены, делается вытяжение стопы:

  1. Шнур от деревянной «подошвы» пропускают через специальное отверстие.
  2. Жердочкой, продетой в петлю шнура, закручивается шнур. Тем самым производится вытяжение.
  3. В этом положении стопа фиксируется к поперечной нижней перекладине марлевым бинтом.

Вытяжение ноги нельзя делать при открытом переломе, а также если у человека болевой шок. Об этом стоит помнить еще с уроков биологии.

После того, как наложены шины и произведено вытяжение ноги, необходимо окончательно зафиксировать обе планки. Для этого они круговыми движениями привязываются бинтами к торсу и конечности. После этого пострадавший подлежит транспортировке.

Для справки! Если предстоит длительная транспортировка, то дополнительно нужно использовать специальные гипсовые кольца. Пострадавшему накладывается пять колец: два на корпусе, три на ноге (в верхней трети бедра, на голени и на лодыжке).

После наложения шины Дитерихса желательно дополнительно нахлестом на нее наложить вокруг таза шину Крамера. Это повысит степень фиксации и облегчит транспортировку.

Знание того, как оказать первую помощь и наложить шину при такой серьезной травме, как перелом бедра, имеет огромное значение. В подобных ситуациях очень важно действовать быстро и правильно, поскольку любое промедление или неверные действия могут представлять серьезную угрозу для здоровья пострадавшего, а иногда и стоить жизни. Вот поэтому важно изучать биологию человека, для того чтобы знать как реагировать в экстренных ситуациях.

Травмы бедра – явление, с которым можно столкнуться даже в повседневной жизни. Не только спортсмены или каскадеры попадают в ситуации, когда ломаются бедренные кости, но и далекие от спорта люди.

Существует три разновидности повреждений:

  • Травматические – при тяжелых нагрузках динамического характера. Они бывают открытыми, закрытыми, внутрисуставными.
  • Патологические — по причине дисфункции костной ткани.
  • Хронические – вследствие длительного физического давления (у людей, занимающихся активным видом спорта).

Любое повреждение может быть усугублено смещением осколков. При открытых есть опасность проникновения бактерий в кровь, а при тяжелых — риск шока.

Суставы, которые могут повредиться при переломе бедра

Причиной нарушения целостности проксимального отдела (шейки и вертельной области) бедренной кости является падение набок.

Признаки травмы:

  • искаженный вид сустава;
  • болевые ощущения в тазобедренной области;
  • затруднение при попытке быстрой смены положения ноги;
  • уменьшение длины поврежденной конечности.

Транспортная иммобилизация при переломе бедра

Иммобилизацией называют фиксированное обездвиживание сломанной конечности.

Для перемещения пострадавшего закреплению подлежат суставы, примыкающие к поврежденной ноге:

  • коленный;
  • голеностопный;
  • тазобедренный.

Необходимо иметь шины:

  • наружную;
  • заднюю;
  • внутреннюю.

Все фиксаторы должны тесно прилегать к конечности.

После принятия перечисленных мер необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Если повреждена шейка бедра

Иммобилизация при переломе шейки бедра осуществляется по правилам:

  • положить пострадавшего на спину;
  • если есть ярко выраженный болевой синдром – дать анальгетики;
  • провести необходимые действия по фиксации;
  • запрещено лишний раз тревожить больную часть тела, чтобы не нанести повреждение;
  • одежду стоит разрезать, а если на улице низкая температура – утеплить сломанную конечность;
  • передвижение осуществлять в лежачем состоянии на жестком приспособлении (переноске).

Шина Дитерихса при переломе бедра

Наложение проводится методом подгонки шины под рост:

  1. Придать внешней бранше размер от пятки до подмышки, а внутренней – от паха до пятки.
  2. Шины необходимо сместить так, чтобы они выходили за пределы стопы на расстоянии 8-12 см.

Фиксация бранши вокруг конечности достигается при помощи шпеньков, поэтому прорези должны оказаться друг напротив друга. Для исключения возможности смещения шины закрепляются повязкой или бинтом.

Чтобы не допустить травм в точках упора приспособлений, под них и под стопу подкладывают что-нибудь мягкое. Если недостаточно надежно зафиксировать пятку, то иммобилизация не принесет пользы.

Для надежности необходимо наложить несколько слоев ваты в точки соприкосновения бранши с:

  • лодыжкой;
  • областью вокруг большого вертела;
  • коленом.

Обе бранши крепят к проволочным приспособлениям дощечки под подошвой и привязываются к туловищу лямками.

Ногу следует вытянуть до уровня исправления, следя за тем, чтобы планки плотно соприкасались с пахом и подмышечной впадиной. Затем пятка прикрепляется закруткой к нижней поперечной доске.

Заключительно проводят фиксацию бранши к корпусу бинтами по всему телу, уделяя особое внимание областям груди, голени и бедра.

При необходимости перемещения используют кольца из медицинского бинта в 8 слоев.

Дополнительно применяются шины Крамера, чтобы повысить прочности конструкции, облегчить смену позы и перемещение пациента. Они крепятся друг с другом, и полученная деталь накладывается от лопаток до нижней трети голени. Неправильное наложение шины чревато вывихом сустава.

Техника применения лестничных шин

Наложение шины на бедро начинается с подготовки материала. Порядок действий:

  1. Скрепить по длине 2 шины, согнув нижний конец одной на уровне 20 см от конца. Данная деталь предназначена для внешней поверхности ноги и боковой стороны тела до подмышки.
  2. Первая шина подгоняется под внутреннюю часть бедра.
  3. Вторая часть конструкции формируется с выемкой для стопы и при коленном суставе.

Фиксирование ноги лестничными шинами осуществляется по методике Дитерихса.

Шинирование подручным материалом

В экстренных ситуациях может не оказаться специализированных устройств для иммобилизируемой конечности. В таком случае могут быть использованы жесткие средства: доски, палки. Их размер зависит от габаритов пострадавшего. При отсутствии медицинских бинтов допускается также накладывать гибкие мягкие материалы.

Иммобилизация как метод лечения при переломе

Правильная фиксация ноги является неотъемлемой составляющей выздоровления.

При отсутствии знания четкой последовательности действий по оказанию первой медицинской помощи необходимо дать пострадавшему анальгезирующие препараты и успокоить его до приезда квалифицированных специалистов. Любое перемещение пациента запрещено.

Лечение перелома бедра путем иммобилизации проводится в соответствии со следующими правилами:

  1. Место поражения обрабатывают обезболивающими средствами для местного применения. Чаще используется Новокаин или Лидокаин.
  2. Костное натяжение – протяженность не более 10 дней.
  3. Освобождение конечности от удерживающих средств.
  4. Движение пациента с одного бока на другой.
  5. Придание сидячего положения.
  6. Вставать при помощи костылей через 20 суток.
  7. Выписка (при отсутствии необходимости дальнейших действий врача).

Отводящий ортез на тазобедренный сустав

При сохранении болей после перелома бедра назначается курс противовоспалительных и обезболивающих препаратов.

Снижению нагрузки на бедро и скорому выздоровлению способствует ношение фиксирующего бандажа. Основные свойства ортеза:

  1. Крепко фиксирует бедро.
  2. Уменьшает давление на кость.
  3. Возможность фиксация тазобедренного сустава в состоянии отведения.
  4. Способствует уменьшению отеков и болевых ощущений.
  5. Регулируется в зависимости от параметров тела.
  6. Пластиковые части ортеза просты в использовании.

Иммобилизация при переломе бедра сводит к минимуму травмирование прилегающих тканей обломками кости. Благодаря правильно оказанной первой медицинской помощи пострадавшему снижается вероятность осложнений. При отсутствии знаний и навыков необходимо неотложно вызвать специалистов.

Перелом – это серьезное повреждение костной структуры, имеющее свою классификацию, в зависимости от локализации травмы и степени тяжести.

Нарушение целостности костной ткани может иметь открытый — когда разрывается кожный покров, из раны течет кровь и закрытый характер. Помимо этого, данные повреждения делятся на полные, компрессионные и те, где присутствует смещение осколков и оскольчатые.

Оказание первой помощи – одно из самых важных действий, определяющих время последующего лечения и восстановления поврежденных рук и ног, и других частей тела. Именно поэтому очень важно знать, как проводятся шинирования, или наложение шин при переломе. К оказанию доврачебной помощи необходимо подходить серьезно, дабы избежать негативных последствий.

Для чего накладывают шину

Что собой представляет шина и для чего ее используют при переломах?

Наложение шин при переломах не дает костям двигаться, а значит, что болевые ощущения будут значительно меньше. Помимо этого, больной избежит сложных патологий, связанных со смещением и распространением отломков.

Когда шина при переломе накладывается пострадавшему правильно, то риск травмирования сосудов, нервных окончаний и мышечной ткани значительно снижается. При любом результате  наложение шины при переломе является неотъемлемым действием  при сломах разных видов.

В случае если произошла травма, то в момент оказания первой помощи при переломах данная область должна быть обездвижена, даже если имеются открытые раны. Это позволит повреждению не стать более тяжелым и подготовит больного к транспортировке — спокойное состояние уменьшит болевой синдром и даже купирует его, предотвратит распространение шока, уменьшит вероятность других повреждений внутренних органов, тканей близлежащей области. Осуществить это можно при помощи шины. Но для начала рассмотрим, какими бывают шины.

Виды шин

Шины могут быть стандартные и изготовленные из подручных материалов – досок, палок.

Стандартные шины выпускает промышленность. Они могут быть изготовлены из дерева, фанеры, пластмассы, резины, проволоки металлической.

Также для проведения иммобилизации необходимы бинты, которыми будут фиксироваться шины на верхних и нижних конечностях и вата — для прокладки между шиной и поврежденной зоной. Если во время оказания помощи под рукой нет бинтов, то фиксация поврежденных конечностей может быть проведена подручными средствами — ремнем, галстуком, колготками, куском ткани, веревкой. Вместо ваты можно использовать полотенца, прокладки из материи, сено, траву, солому.

Шина Дитерихса состоит из наружного и внутреннего деревянного костыля, подошвы, закрутки со шнуром. Костыли состоят из двух бранш — верхней и нижней и они раздвигаются. Верхняя часть бранши оканчивается упором для подмышечной впадины и промежности.

Также в них есть прорези и отверстия для их фиксации к конечности и туловищу при помощи пояса, лямки, бинта. Внутренний костыль имеет откидную планку с круглым окном для шнура и пазом на нижней бранше для выступа нижней бранши наружного костыля. Два ушка, предназначенные для проведения костылей, расположены на подошве и имеются две петли для закрепления шнура.

Шина Крамера напоминает лестницу — длинная рама из толстой проволоки с поперечными перекладинами. Она легко гнется в любом направлении. Шину Крамера изготавливают  индивидуально в зависимости характера травмы и поврежденного сегмента. Можно использовать несколько шин одновременно.

Подбородочная шина – это изогнутая в продольном и поперечном направлении пластмассовая пластина в виде желоба. Используют ее при переломах нижней челюсти.

Располагающиеся в шине отверстия предназначены для оттока слюны и крови, а также для фиксации западающего языка. Конечные отверстия, расположенные с боков, имеют по три крючка для крепления петель головной шапочки.

Пневматические шины относятся к современным методам транспортной иммобилизации. Эти приспособления обладают рядом преимуществ: при надувании они автоматически моделируются по конечности, давление на ткани распределяется равномерно, что позволяет исключить пролежни.

Правила наложения шин

При переломе и других травмах как накладывать шину?

Как наложить шину при переломе костей голени необходимо  знать каждому человеку, потому что никто не застрахован от получения переломов, трещин, вывихов. Именно поэтому необходимо знать, как накладывать шину при переломах голени.

Какие правила для наложения шин при переломах следует соблюдать?

Существуют несколько основных аксиом при костях сломанных, как правильно накладывать шину при переломе, которые помогут человеку без опыта. Правила наложения шины при переломах:

  1. Пострадавшего необходимо как можно быстрее успокоить, потому, что стрессовое состояние негативно влияет на организм и может вызвать травматический шок, истерику, что нежелательно при наличии повреждений внутренних.
  2. Надежная иммобилизация. Оказание помощи должно начинаться с осознания, что при травмах конечностей следует зафиксировать травмированное место и два близлежащих сустава — один находится выше, а другой ниже сломанной области. Если произошел перелом бедра, то необходимо обездвижить три сустава: тазобедренный, коленный, голеностопный.
  3. Перед тем, как проводить обездвиживание поврежденного места, важно подготовить шину. Для этого следует проложить ее марлей и ватой, если их нет, то надеть на нее чехол. Желательно прикрыть костные части, которые выступают прокладками. Это поможет избежать образования пролежней.
  4. Когда накладывают шины к поврежденным поверхностям конечности и туловища, то они должны находиться в среднефизиологическом положении, так как именно оно купирует напряжение мышц. Для этого нужно согнуть крупные суставы под углом десять градусов, не больше.
  5. При закрытом переломе необходимо аккуратно изменить положение, например, сделать вытяжение конечности по оси, тогда шина будет накладываться поверх одежды и обуви.
  6. Если перелом открытый, с повреждением мягких тканей и кожного покрова, то вытяжение и вправление костных обломков проводить нельзя. Они должны фиксироваться в том же положении, в котором находятся.
  7. В случае открытого перелома следует соблюдать важное правило — на рану накладывается стерильная давящая повязка. Данные травмы сопровождаются кровотечением, которое необходимо остановить. Осуществляется это при помощи жгута, который накладывают поверх одежды. Так же следует под жгут положить записку с указанием времени его наложения — это должны учесть медицинские работники.
  8. С потерпевшего можно снять одежду соблюдая правила – сначала одежда снимается с тех конечностей, которые были не повреждены, после этого с тех, где произошел перелом. Надевать одежду следует в другом порядке. При этом поднимать или сажать больного нельзя.
  9. Транспортировкой пострадавшего должна заниматься бригада медиков, но если для этого нет возможности, то самостоятельно перекладывая человека на носилки, следует поддерживать поврежденную конечность.
  10. Шину нельзя изгибать по форме конечности.
  11. В процессе наложения шины боль не должна усиливаться, поэтому делать все следует аккуратно.
  12. Наложение шины на голое тело не допускается. Кроме того, нельзя, что бы она своим концом упиралась в кожные покровы или сдавливала кровеносные сосуды и нервы, которые располагаются рядом.

Лечение и реабилитация разных участков тела отличается, как и если человек сломал ногу,  правила наложения шины при переломе голени будут отличаться от иммобилизации головы или руки.

Как использовать шину на разных участках тела

Голова. Для транспортной шины при переломе черепа используют плотный ватно-марлевый валик, который имеет вид бублика. Изготовить просто – берется полоска серой ваты толщиной в пять сантиметров и шириной в двенадцать сантиметров, длиной от 45 до 50 сантиметров. Эту полоску следует скрутить в плотный жгут и обернуть бинтом. Концы валика соединяются и сшиваются. Если ниток, иголки нет, то можно использовать подручные средства. Данный бублик следует осторожно подложить под голову и прибинтовать круговыми движениями. Данный валик можно даже сделать из полотенца и других подходящих материалов.

Плечо. Перелом плечевой кости довольно часто приводит к развитию отека и деформации. Больной не может совершать движение рукой ниже поврежденного места.

Верхнюю конечность в таких случаях необходимо обездвижить. Для этого под мышку кладут небольшую прокладку, затем поврежденную руку аккуратно размещают у бока, при этом предплечье находится под прямым углом поперек грудной клетки. Далее делают шину, для этого можно взять журналы, газеты и другие материалы. Шина должна располагаться с наружной стороны конечности. Ее прикрепляют ниже и выше перелома. После этих действий нижнюю часть руки укладывают на перевязь, которая крепится на шее. Вокруг шины и грудной клетки обматывается простыня, привязывающая плечо к телу, закрепляется она под другой рукой. С этой же задачей могут справиться марлевые повязки Дезо или одноименные ортезы.

Бедро. При переломе нижних конечностей шина составляется из двух досок, в крайнем случае, других материалов. Шина в первом варианте накладывается следующим образом — колено не выпрямляют, несколько тканевых или бинтовых полосок просовывают осторожно под тело пострадавшего в районе поясницы, и далее распределяют у бедра, на спине, под мышками, ниже коленного сустава, у стопы. Далее две покрытые шины помещают параллельно друг к другу, при этом внешняя шина направлена от подмышек и по бедру, наружной поверхности голени ниже пяток, другая – от паха ниже пяток. После наложения шины ее привязывают на место и завязывают на внешней стороне.

Если нет досок, между ног укладывают свернутое одеяло, травмированная нога привязывается к здоровой конечности. Ноги связываются в трех местах, там, где коленный и голеностопный суставы, щиколотка и на бедрах. К поврежденному месту шину не привязывают.

При переломах костей голени используется шина Крамера. Наложение шины при переломе голени проводится минимум в двух частях сломанной ноги. Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени:

  • Обезболить рану анальгетиком или ввести его внутривенно.
  • Человека следует усадить или уложить в удобную позу. Если не задевать травмированные части голени, то боль будет не столь сильная.
  • По возможности разрезать одежду.
  • Шину следует приложить к здоровой стопе и согнуть ее по ноге.
  • Установить шину под поломанную ногу таким образом, чтобы угол голеностопа был прямым, шина при этом доходит до средней части бедра.
  • Вторую сгибают со стороны, под пяткой и она приобретает вид буквы U.
  • При открытом переломе, если виден один обломок или более накладывается прокладка.
  • Фиксацию отломанной кости голени проводят с помощью бинтов, захватывая при этом пальцы и далее по стороне внутренней подошвы.
  • Далее человека доставляют в травмпункт, для оказания первой медицинской помощи. Далее врач должен направить на обследование пациента и по результатам определить ход лечения.

Заключение

Во всех случаях следует соблюдать аккуратность. Независимо от того, какое место было травмированно, необходимо придерживаться всех описанных выше требований. Наложение шины важно и тогда, когда имеется только вывих.

При нарушении целостности бедренной кости важно качественно и быстро зафиксировать нижнюю конечность пострадавшего, чтобы предотвратить смещение отломков и развитие серьезных осложнений. Человеку, оказывающему первую доврачебную помощь, необходимо знать правила наложения шины и протяженность транспортной иммобилизации при переломе бедра подручными средствами либо специальными медицинскими приспособлениями.

Зачем фиксировать поврежденную конечность

Бедренная кость — самая длинная в теле человека. При нарушении ее целостности травмируются мышечные ткани, а также высока вероятность повреждения крупных нервных волокон и кровеносных сосудов. Закрытый перелом при несвоевременной или неправильной фиксации ноги может приобрести открытую форму вследствие разрывов кожных покровов отломками кости. При этом возникает угроза развития у пострадавшего шокового состояния и обильного кровотечения.

В любом случае при переломе бедра различной локализации необходимо тщательно зафиксировать нижние конечности и надежно обездвижить пораженные суставы для дальнейшей перевозки больного в хирургическое отделение.

Когда необходимо ограничить подвижность ноги

Травмы бедра бывают самые разнообразные. При огнестрельных ранениях кость раздробляется на множество осколков. Переломы могут быть вколоченными с менее выраженными признаками. Наложение шины является обязательным мероприятием при переломах бедра, независимо от характера их возникновения или места расположения.

К переломам проксимального (верхнего) отдела бедренной кости относятся повреждения целостности шейки бедра, а также малого и большого вертелов. Повреждения верхней части бедра проявляются следующими симптомами:

  • чувство боли в паху или тазобедренном суставе;
  • поврежденная конечность вывернута кнаружи;
  • нога со смещенным переломом становится короче здоровой;
  • невозможность поднятия прямой ноги в положении лежа;
  • при вертельных переломах имеются кровоподтеки, отечность.

Переломы диафиза (тела) бедренной кости проявляются выраженной клинической симптоматикой с развитием болевого шока и сильного кровотечения. При этом наблюдается ряд характерных признаков:

  • резкая боль;
  • под действием прикрепленных к бедру мышц отломанные кости смещаются;
  • неестественное положение, укорочение нижней конечности;
  • патологическая подвижность;
  • кровотечение, гематома, отек.

Мыщелковые переломы, расположенные на дистальном (нижнем) конце бедра, также могут сопровождаться смещением, но основными признаками нарушения их целостности являются:

Переломы мыщелков бедра

  • резкая боль в нижней трети бедра и коленном суставе;
  • кровоизлияние в сустав, его объем увеличен;
  • отломки смещаются в сторону и вверх;
  • при переломе наружного мыщелка голень отводится кнаружи, внутреннего – отклоняется вовнутрь.

Внутрисуставные переломы отличаются умеренной болезненностью в состоянии покоя, резко усиливающейся во время движений. У пострадавших с вертельными переломами подвижность меньше, чем у пациентов с повреждениями шейки бедра. При вколоченных переломах симптомы менее выражены, зачастую люди с подобной патологией способны опираться на больную конечность.

Какие суставы могут повредиться при переломе бедра

Переломы в зависимости от расположения бывают суставными и внесуставными. Если линия перелома проходит внутри суставной полости, перелом является внутрисуставным; если кость повреждена за пределами сочленения – внесуставной. При переломе бедренной кости могут повредиться суставы, которые она образует.

Кость бедра имеет трубчатое строение, состоит из двух эпифизов (концы) и диафиза (тело). На проксимальном конце находится головка, суставной поверхностью которой оно сочленяется с тазовыми костями и образует тазобедренный сустав. При сочленении мыщелков нижнего отдела с надколенником и большеберцовой костью образуется коленный сустав.

Что применяют для иммобилизации

Для создания неподвижности в области нарушения целостности костей предпочтительно использовать специализированные табельные средства для первой медицинской помощи (пневматические шины, системы Дитерихса, проволочно-лестничные шины Крамера и др.), которые должны быть в арсенале спасательных служб. Если беда застала врасплох, следует соорудить шину из подручных предметов.

При переломах тела бедренной кости на поврежденную конечность накладывают шину Крамера, Дитерихса или самодельные конструкции. Гипсовая повязка при травмах диафиза не сможет надежно фиксировать отломки в анатомически правильном положении. Кокситные гипсовые повязки длиной от паха до лодыжки накладывают при мыщелковых переломах. Если есть смещение, сначала необходимо выполнить сопоставление отломков.

При переломе шейки для фиксации применяют каркасные либо мягкие бандажи. Они эффективно снижают нагрузку на бедро, способствуют скорейшему восстановлению функциональности сустава. Гипсовые конструкции, лангеты или шины применяются реже.

Порядок наложения шины для фиксации травмированной конечности

Во время оказания первой помощи пострадавший должен находиться в положении лежа. Основное правило иммобилизации заключается в том, что при переломе бедра подлежат фиксации суставы всей нижней конечности: голеностопный, коленный, тазобедренный. При наложении шины необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  • нельзя переносить больного, не обездвижив поврежденную ногу;
  • запрещается снимать с пострадавшего одежду, при необходимости ее разрезают;
  • нужно остановить кровотечение, если оно есть, обработать раны антисептиком;
  • готовят 3 шины, одна длиннее, две короче (по размерам шины подгоняют индивидуально), обматывают ватой и бинтом;
  • пятку располагают под прямым углом к ноге;
  • для фиксации более эффективным считается спиралевидная повязка бинтом.

Наложенная по всем правилам шина позволяет уменьшить болевой синдром, предотвратить развитие шокового состояния и обезопасить пострадавшего при дальнейшей доставке его в лечебное учреждение.

Техника наложения шин Дитерихса

Особенность данных конструкций – возможность незначительно вытянуть ногу и сопоставить отломки бедра. Шина Дитерихса состоит из двух раздвижных браншей, пластины для стопы, скоб и винтов для крепления конструкции. Накладывают шину в следующей последовательности:

  • подгоняют бранши по размеру пострадавшего: наружная – от подмышки, внутренняя – от промежности, обе должны выступать за линию стопы на 12 см;
  • поверхности, которые будут прилегать к телу больного, обкладывают ватой и обматывают бинтом;
  • голеностоп покрывают ватой, пластину перебинтовывают со стопой;
  • присоединяют к пластине боковые бранши, кладут ватные валики около колена и тазобедренного сустава, прикладывают длинные части шины к ноге по бокам;
  • закрепляют лямки или ремни, проведенные через специальные отверстия браншей;
  • медленно потягивают стопу до восстановления нормального анатомического состояния ноги, фиксируют закрутками;

На завершающем этапе осуществляют прочное циркулярное наложение бинта начиная с области торса до пальцев, уделяя особое внимание бедру и голени. При отсутствии шин Дитерихса используют лестничные конструкции.

Инструкция по установке лестничных шин Крамера

Системы Крамера представляют собой гибкие металлические конструкции в виде лестницы. Несмотря на то что данные устройства менее прочно иммобилизуют конечности, чем шины Дитерихса, их преимуществом является возможность придания нужной формы и фиксирования повреждений любой локализации.

Наложение шины Крамера при переломе бедра осуществляется в следующем порядке:

  • можно использовать 2 части, но эффективнее изготовить шину из 3 пластин;
  • нижнюю часть загибают для расположения стопы;
  • изолируют твердые места ватой;
  • прикладывают пластины к ноге.

Лестничные металлические пластины Крамера закрепляют бинтом, как шины Дитерихса.

Особенности транспортной иммобилизации

Обездвиживание конечности при переломе бедра на время транспортировки пострадавшего в учреждение здравоохранения осуществляется для обеспечения покоя травмированной части тела. Главными задачами транспортной иммобилизации являются:

  • уменьшение болевых ощущений, отечности;
  • предотвращение смещения отломков, развития шока, вторичного травмирования мышечных тканей, сосудов, нервов, кожных покровов.

Фиксационная иммобилизация для безопасной перевозки больного выполняется при помощи жестких металлических, деревянных или пластиковых конструкций. Для экстензионного транспортного обездвиживания с элементами вытяжения конечности применяются шины Дитерихса. Кровотечение останавливают наложением жгута, обязательно отмечают время. Если отмечается посинение или онемение ноги, повязку ослабляют.

Обездвиживание ноги при повреждении шейки бедра

Шейка является самой тонкой областью кости бедра, особенно уязвима у пожилых людей с хрупкой костной тканью. Зачастую переломы в данной зоне протекают в скрытой форме и диагностируются на поздних стадиях. Если нет противопоказаний, таким пациентам показано хирургическое протезирование.

Фиксирующую иммобилизацию по общим принципам выполняют при травмах шейки бедра, сопровождающихся выраженным болевым синдромом, а также невозможностью поднятия вверх прямой ноги, лежа на спине. Конечность обездвиживают различными видами жестких шин: Дитерихса, лестничными либо импровизированными.

Шинирование подручными средствами

Самодельные фиксирующие конструкции изготавливают из подручных предметов, которые найдутся на месте происшествия. Подойдут любые палки, рейки, доски, металлические прутья, куски пластика, фанера. Для подложки используют картон, одежду, постельные принадлежности. Если имеются открытые раны, важно предотвратить инфицирование раневой поверхности.

Во избежание появления пролежней места, где наиболее выступают кости, а также суставы нижней конечности обкладывают ватой или мягкими тканями. По бокам поврежденной ноги прикладывают 2 рейки или другие длинные приспособления. Внешняя должна прилегать к телу от подмышки до пятки, внутренняя – от паха. Аккуратно без резких движений перебинтовывают с ногой. В случаях, когда невозможно найти подходящих для сооружения шины предметов, допускается обездвижить конечности в положении «нога к ноге».

Переломы бедренной кости и повреждение образованных ее поверхностями суставов являются тяжелыми травмами, угрожающими жизни пострадавшего. При наличии признаков перелома бедра правильно оказанная первая помощь помогает предотвратить дальнейшее повреждение тканей отломками кости, избежать серьезных осложнений, ускорить процесс лечения и реабилитации.